Архитектурно-композиционное решение под названием «альпийская горка» или альпинарий давно уже успело стать неотъемлемой частью большинства садовых интерьеров, а каменистая горка, являясь современной интерпретацией классического альпинария и вовсе входит в «джентльменский набор» почти каждого дачника. Общепринятым мнением считается, что для устройства такой каменистой горки необходимо несколько растений и парочка живописно разложенных между ними булыжников.
«Что тут сложного?» — думают садоводы, и с воодушевлением берутся за воплощение собственных дизайнерских идей. В результате практически на каждом приусадебном участке можно увидеть гордо называемую хозяевами альпийской горкой груду разномастных камней, с прорастающими между ними цветами, кустами или просто бурьяном, что в комплексе достаточно редко сочетается друг с другом.
Хозяева дачного участка, зачастую неудовлетворенные внешним видом получившегося дизайнерского проекта, разочарованно вздыхают и обычно сразу забывают о неудавшейся затее и только иногда отпускать пренебрежительные замечания о том, что в альпийских горках в принципе нет ничего интересного и красивого. Получившийся результат чаще всего можно назвать только народной горкой в виде холма из земли с камнями, собранного садоводом-любителем. Профессионалы нередко называют такие неудачные проекты «собачьеми могилками».
Между тем, «альпийская горка» при удачном ее воплощении может стать главным украшением любого садового интерьера. Можно сказать, что такая горка в определенной степени представляет собой миниатюрный, «домашний» аналог одного из самых удивительных природных ландшафтов – альпийских лугов.
Те, кто был на высокогорье и своими глазами видел поражающие своей декоративностью пейзажи, безусловно, оценит грамотно выполненные альпийские горки. Поднимаясь все выше в горы из красочного разнотравья, оставив позади леса и лесостепи, на высоте многих сотен метров над уровнем моря путник неожиданно открывает для себя удивительный, поражающий своим многообразием мир.
Цветы Альпийских гор
Миниатюрные цветы, суккуленты, другие декоративные растения перемежаются на каменистых склонах с зарослями рододендрона и прибрежной растительностью, обитающей у небольших горных озер. По скальным уступам в своем извилистом русле бежит ручей, поблескивая разноцветными камешками на своем дне. Сложно представить себе, что подобная красота может кому-нибудь не понравиться. Именно к этому эффекту безупречной природной естественности и стремятся ландшафтные дизайнеры при устройстве альпийских горок, альпинариев и рокариев.
Другое дело, что за редким исключением стандартная альпийская горка больше всего напоминает небольшую клумбу, с наваленными на ней в беспорядочном виде крупных каменных глыб или просто булыжников. Эффект естественности начинающие ландшафтные дизайнеры обычно пытаются достичь именно беспорядочностью размещения растений и камней, что, в принципе, не лишено логики: природе чужда симметричность.
Почему же тогда далеко не все альпийские горки обладают той декоративностью и оригинальностью, которую от них ожидают их владельцы. Перечислим несколько основных моментов, которые садоводам необходимо учитывать для успешной практики в ландшафтном дизайне.
Основные правила создания альпинария или рокария
Ключевыми моментами при создании альпийской горки являются ее сходство с природными аналогичными пейзажами (смотрите выше, цветы Альпийских гор) и сочетание растений, произрастание которых характерно для гористой местности. Между тем, рельеф альпийских лугов в немалой степени отличен от того небольшого участка земли, на котором обычно размещается эта композиция.
Естественному горному ландшафту в отличие от обычного садового участка присущ вполне определенный угол наклона поверхности, а также неравномерный рельеф. Впадины и возвышенности перемежаются довольно часто, и если в первых, как правило, произрастают влаголюбивые рододендроны и родственные им виды, которые могут достигать метра в высоту, то на открытых солнечных местах, зачастую встречаются миниатюрные цветочные или декоративно-лиственные растения.
Многие садоводы ассоциируют понятие «альпийская горка» с возвышенностью в центре композиции. Таким образом, вместо естественного уклона рельефа получается нечто вроде пирамиды с достаточно крутыми склонами, что не имеет ничего общего с пейзажем настоящих альпийских лугов. Вместо устройства пригорка в форме трапеции или даже равнобедренного треугольника куда правильней было бы сделать односкатную или несимметричную композицию.
Если в смету затрат на ландшафтные работы входят расходы на устройство водной системы, альпийскую горку можно дополнить небольшим водопадом или фонтанчиком, как аналогом горного ручейка.
После концептуального формирования дизайнерской композиции можно переходить к ее оформлению. Говоря о природе, можно вспомнить выражение о том, что она не терпит пустоты. Действительно, естественный пейзаж практически никогда не демонстрирует голой земли: она либо покрыта травой или другой растительностью, либо ее закрывают каменные глыбы, песок, галька.
Начинающие ландшафтные дизайнеры, особенно те, что пришли к этому увлечению от обычного огородничества, напротив, пребывают в убежденности, что земля вокруг любого культурного растения должна быть очищена от всех сорняков или, скажем, камней. В результате нещадной борьбы с бурьяном они получают вскопанные участки голой земли, над которой возвышаются культурные растения, обычно довольно изможденного вида.
Дело в том, что почва не укрытая растительным слоем, как правило, быстрее теряет влагу, а вместе с ней и свою воздушную структуру, которая очень важна для растений. Решив устроить альпийскую горку, такой дизайнер-огородник размещает несколько классических для данной композиции растений, кидает между ними пару крупных камней, а всю остальную площадь как раз и занимает голая земля. «Со временем они разрастутся», — таково общепринятое мнение, однако в таких неблагоприятных условиях растения обычно делают это не очень быстро.
Важно помнить, что пространство между цветами, декоративными травами или кустами должно быть тщательно замульчировано, как вариант, черной пленкой, покрытой сверху галькой, сосновой корой, щепой.
Альпийская горка должна быть неотъемлемой частью общей композиции сада — связана с ним газоном, подчеркнута мощением, соединена с водоемом, изолирована от хозяйственных построек, огорода, пышных цветников. Достоинством горки является отнюдь не высота, как считают многие садоводы, а естественность и пропорциональность — чем меньше ее размер, тем продуманнее должна быть общая композиция.
Растения для альпийской горки и рокария
Говоря о подборе растений для альпийской горки, отметим, что комбинирование различных по размеру и свойствам растений обычно позволяет добиться нужного декоративного эффекта. В то же время чрезмерно разномастная «компания» может смотреться неряшливо и негармонично. Кроме того, при подборе цветущих и прочих видов растений желательно обращать внимание на условия, в которых им будет наиболее комфортно.
Так кактусы нецелесообразно размещать рядом с рододендронами, которые не любят открытое солнце и сухость воздуха. Немаловажное значение имеет расположение цветов внутри пространства самой горки: растения не должны сильно затенять или загораживать друг друга, но в то же время их размещение должно быть довольно компактным, без больших пустот и голой земли.
Низкорослые растения — антеннария, обриета, флокс шиловидный, крупка, как правило, размещаются на вершине альпийской горки. Для почвопокровных растений (живучка, ясколка, гвоздика, почвопокровные флоксы), седумов и очитков больше подойдут склоны горки, где они хорошо уживаются и предупреждают их размывание. У основания альпийской горки стоит высадить мускари, хионодоксы, крокусы и сциллы, а фоном послужат низкорослые кустарники и древесные — айва японская, кизильник стелющийся, можжевельники и карликовые сорта сосен.
Центром композиции может стать крупный валун, по которому можно пустить водопад, либо русло ручейка, живописно вписанное в украшенные растениями берега. Некоторые дизайнеры предпочитают добавлять к природному дизайну эстетичности, привнося в него искусственные малые архитектурные формы: статуэтки гномов, животных, фонари и пр.
Многолетние растения для альпинария
Камни для альпийской горки и рокария
Основная задача камней альпийской горки — создать основу всей композиции, обеспечить разделение на зоны и предотвратить сползание земли. Основные принципы подбора и расположения камней следующие:
- одинаковый материал и происхождение камней;
- округлые валуны больше подойдут для рокария, камни с острыми выступами — для альпийской горки;
- крупные валуны должны создавать основу, а мелкие камешки призваны придать естественность всей композиции;
- при малой площади нельзя брать слишком большие камни, лучше использовать немного больших камней, чем много маленьких;
- красивые и фактурные камни необходимо располагать так, чтобы они хорошо были видны.
Какое бы архитектурное решение не пришлось Вам по вкусу, как бы Вы точно не старались придерживаться шаблонов дизайна, подробно описанных в специальной литературе (например, книга М.П. Згурской «Альпийский сад и рокарий»), лучший способ сделать по-настоящему оригинальную и удивительную альпийскую горку – это довериться своему воображению, которое может и не подскажет самое грамотное композиционное решение, но, по крайней мере, сделает создание этого ландшафтного объекта интересным и увлекательным занятием.
Подробное и наглядное видео о создании альпийской горки (каменистой горки) своими руками.