Если вы собираетесь зарабатывать с помощью пирографии деньги, продавая свои произведения, рано или поздно вам закажут работу с изображением чьего-либо дома. Людям нравится мысль увековечить свое жилище в произведении искусства.
В пирографическом отношении эта работа не лишена интереса. Ясно, что двух одинаковых домов не бывает, и у вас может возникнуть множество трудностей технического характера. Однако что может принести большее удовольствие, чем преодоление препятствий на пути к поставленной цели?
Фотосъемка дома
Хотя и можно работать, представляя себе изображаемый дом исключительно по фотографиям, нет ничего полезнее, чем начать работу над подобного рода проектом с поездки на место, чтобы своими руками провести фотосъемку. Внимательно осмотрите окрестный пейзаж и сделайте по крайней мере три снимка с близких расстояний. Скорее всего, вы сразу решите, какой ракурс вам больше всего подходит для работы, но тем не менее не ограничивайтесь одним снимком. Иначе, едва начав работу, вы можете обнаружить, что, например, труба или часть крыши не видны за листвой. Наличие еще одной-двух фотографий избавит вас от сомнений, выглядит ли скрытая часть дома так или иначе. После принятия решения о том, какую из фотографий брать за образец, не забудьте сделать с нее ксерокопию.
Выбор подходящего куска древесины и расположение рисунка
Теперь нужно подыскать подходящий для работы кусок древесины и решить, как расположить на нем рисунок. Вам предстоит изобразить ряды кирпичей и черепицы, то есть горизонтальных линий на рисунке будет больше, чем вертикальных. Выбрав кусок древесины, где волокна идут горизонтально, вы облегчите себе работу. Если же такого куска в наличии не имеется, не расстраивайтесь. Помните, что для выжигания четкой непрерывной линии поперек волокон нужна меньшая скорость и чуть больше терпения, чем при работе вдоль волокон.
Не обязательно размещать рисунок строго по центру рабочей поверхности, вы можете чуть сместить его в сторону. Если при помещении работы в рамку возникнут трудности из-за несовпадения центра изображения с центром куска дерева или фанеры, их можно будет устранить, прикрепив работу к подложке нужной толщины.
Переведение рисунка на дерево
Решив, как расположится рисунок на древесине, можно приступить к его переведению на доску. Выберите какую-нибудь часть здания в качестве отправной точки. Например, в данном случае можно начать с конька крыши. На этом этапе не нужно пытаться перевести на древесину контуры черепицы или кирпичной кладки, ими мы займемся чуть позже. Различные мелкие детали изображения тоже копировать не следует, их можно дорисовать и от руки. Контуры же самой крыши, как и дома в целом, разумеется, нужно изобразить с максимальной точностью. Ведь если, например, крыша будет выжжена с изгибами в тех местах, где их на самом деле нет, это будет бросаться в глаза. Используйте очень острый твердый (хорошо подойдет 6Т) карандаш, время от времени прерывая работу, чтобы его подточить.
Покончив с копированием основных линий дома, можно переходить к копированию деревьев, кустов и листвы. В данном случае небольшое покрытое листвой деревце на переднем плане закрывает правую часть дома. Пирографически показать это будет трудно: черепица крыши и кирпичная кладка стены должны быть выгравированы раньше, чем листва этого деревца. Изображать эти элементы в обратной последовательности чрезвычайно сложно.
Свойство ксерокопии передавать не все детали изображения на данном этапе работы будет вам на руку. Начав с той части дерева, фоном для которой является только небо, переведите на рабочую поверхность или просто нарисуйте несколько отдельных листьев, внимательно следя за тем, чтобы сохранялось общее впечатление об их количестве и плотности расположения. Полезно иметь под рукой исходную фотографию, чтобы знать, какие именно детали не передаются ксерокопией. Далее копируйте дерево, обводя просветы в ветвях и листве. Это позволит в дальнейшем заполнить их изображением кирпичной кладки, оставив нетронутыми области, где должна быть листва.
Что касается остальных деревьев и кустарников, можно просто обвести их контуры, даже и в тех случаях, когда один куст находится на фоне другого. На фотографии слева от входной двери виден разросшийся и удачно расположенный кустарник, покрывающий металлическую решетку и поднимающийся на крышу над входом с одной стороны и на стену у крайних слева окон с другой. Такого рода элементы очень существенны для правильного воссоздания облика дома, и копировать их нужно с особой тщательностью. Очень важно точно передать расположение ветвей этого кустарника, изгибающихся вдоль стены дома.
Входная дверь почти не видна на фотографии, и можно изобразить ее только частично. Сильно затененная область на ней является центральным элементом картины, и в свое время ее надо будет сделать как можно более темной.
Далее вам предстоит наметить кирпичи и черепицу. Крыша имеет очень интересную фактуру, и пирографически ее можно воспроизвести, нанося многочисленные и разнообразные следы выжигательным прибором. Однако было бы непрактично обводить каждый элемент на ней, особенно принимая во внимание их размер в сравнении с размером всей работы. Поэтому обведите горизонтальные линии крыши — границы рядов черепицы. В тех местах, где крыша частично скрыта листвой, делайте эти линии едва заметными, в расчете на то, что их можно будет легко скрыть выжиганием. Также со всей возможной тщательностью скопируйте несколько областей на крыше в качестве образца, чтобы иметь представление о размерах черепицы.
Детали кирпичной кладки нужно передать более тщательно, хотя и в этом случае нет смысла копировать каждый кирпичик. Черепица имеет одинаковые размеры и лежит не совсем ровными рядами, проведенные от руки линии на крыше прекрасно передают это. Кирпичная же кладка — ровная, поэтому для точности переведения ее линий нужно воспользоваться линейкой. Обратите внимание, в стену между кирпичами замурованы деревянные балки. Проводите линии кладки так, чтобы впоследствии можно было карандашом наметить положение этих балок. Рекомендация использовать при переведении рисунка линейку, несомненно, заставит опытного художника с удивлением поднять бровь или даже обе. Но именно линейка позволит показать разницу между кирпичом и черепицей. При выжигании кирпичной кладки удобнее всего вести насадку к себе. Работая, таким образом, вы не сможете видеть создаваемое изображение так, как видит его художник, поэтому важно позаботиться о точности передачи линий еще на стадии копирования.
Желательно использовать линейку и для копирования оконных рам. Рамы эти очень узкие, и важно правильно обозначить их положение. Стекла будут изображены как более темные по сравнению с ними области. Рамы в окнах, частично заслоняемых листвой, можно слегка наметить карандашом так же, как и уже упоминавшуюся выше черепицу.
Наконец, пора наметить расположение лужайки, подъездной дороги и мощеной дорожки, ведущей ко входу в дом. Теперь все детали, необходимые для того, чтобы начать работу пирографом, как будто на месте. Прикрепите ксерокопию к рабочей поверхности, но так, чтобы она не мешала вам при выжигании. Если вдруг выяснится, что какие-то важные детали скопированы неточно или вообще не скопированы, вы сможете обратиться к ней. В данном случае есть и кое-какие детали, которые имеет смысл добавлять на более поздних этапах работы, поэтому ксерокопию ни в коем случае убирать не следует. Теперь можно переходить собственно к выжиганию.
Выжигание черепицы (первый этап)
Выжечь первую линию или пятно — дело ответственное, и тут есть из-за чего поволноваться. Перенесение изображения на поверхность древесины уже заняло очень много времени, поэтому риск испортить проделанную работу должен быть сведен к минимуму. По этой причине не забудьте подыскать себе «черновик». Только убедившись, что установлена подходящая температура насадки и что оказываемое на рукоятку пирографа давление приводит к получению линии нужной толщины, переходите на «чистовик».
Сначала выжгите линии трубы и конька крыши. Будьте внимательны при тренировке на «черновике», ведь одни линии нужно вести вдоль волокон, а другие поперек. Покрытая черепицей крыша дома великолепна, и, чтобы воспроизвести ее должным образом, потребуется немало времени. Развернув рабочую поверхность на 90 градусов, начинайте проводить линии, изображающие ряды черепицы. Работа эта несложная. Проведя несколько таких линий, перенесите внимание на черепицу конька крыши. Работая чуть медленнее, закончите контур конька, а затем проведите остальные линии.
Выжигание окон
Теперь поработаем над окнами. Очень разумно на как можно более ранних стадиях работы позаботиться о равновесии светлых и темных областей.
Большая часть стекол будет изображена небольшими темными квадратами. Исключение составят стекла, на которых видны блики. Можно счесть, что для их выжигания лучше воспользоваться ложковидной насадкой, но это не так. Области, которые требуется зачернить, слишком малы. Чтобы создать впечатление, что узкие рамы находятся не на одной плоскости со стеклами, а выступают вперед, придется нажимать на рукоятку пирографа, а для этого надо работать очень медленно клювовидной насадкой при низкой температуре. Нет нужды выжигать сами рамы. Гораздо лучше проработать стекла, рамы оставить нетронутыми.
Не забудьте слегка наметить линии окон в тех местах, где они скрываются листвой. Не должно создаваться впечатления, что окно заканчивается там, где начинается куст. Дайте зрителю понять, что оно всего лишь находится на заднем плане.
Затемнив оконные стекла, вы несколько оживили изображение. До полной проработки стекол еще далеко, но, оставив их на время, займитесь листвой, заслоняющей часть окон в правой половине дома. То, что дом частично заслонен расположенной на переднем плане листвой, представляет собой одну из главных трудностей работы над этим проектом.
Нанесение теней ложковидной насадкой
Сильно затененная область под навесом у входа в дом — самый важный элемент изображения. Наиболее подходящей древесиной для получения очень темного цвета является вяз. Если же вы выжигаете по березе или ДСП с березовой облицовкой, желаемого темного цвета добиться будет трудно. Сменив насадку на ложковидную, установите минимальную температуру. Выжигайте очень медленно, сильно надавливая.
Также ложковидной насадкой выжгите темные линии, изображающие тени от нижнего ряда черепицы и от водостоков, идущих вдоль края крыши. В случаях, когда линия должна быть тонкой, проводите ее краем насадки.
Кирпичная кладка, черепица (второй этап)
Еще одной важной частью данной работы является изображение кирпичной кладки. Причем кладка стен дома и кладка трубы отличаются друг от друга. Кажется, что кирпичи последней более мелкие. Скорее всего, это иллюзия, вызванная тем, что труба расположена дальше и сложена из более темных кирпичей. Итак, попытаемся передать общий вид кирпичной кладки.
Для этого мягким карандашом без нажима срисуйте с ксерокопии некоторые области кладки трубы и стены дома, не забудьте про участки между кустами. После того как все необходимые элементы намечены, можно приступать к выжиганию. Если вы начинаете с трубы, постарайтесь изобразить всю кладку, не прерывая работы: продолжать начатое на другой день — не дело.
Сложность этой работы заключается в том, что вам нужно изобразить три очень непохожие фактуры, а именно черепицу и два вида кирпичной кладки, так, чтобы разница была заметна зрителю. Кирпичи, из которых сложена труба, будут представлены выжженными клювовидной насадкой довольно темными пятнами, причем каждый кирпич изобразим отдельным пятном. Разверните рабочую поверхность на 90 градусов, рукоятку пирографа при выжигании удобнее будет вести к себе.
Перед тем как приняться за изображение кирпичей, имеет смысл, прижимая насадку к «черновику», согнуть ее так, чтобы площадь ее контакта с древесиной стала максимальной. Вы можете заполнить трубу непохожими друг на друга следами, варьируя нажим на рукоятку пирографа и скорость перемещения насадки. Таким образом можно показать, что в кладке встречаются кирпичи и посветлее, и потемнее.
Теперь пора вернуться к проработке черепицы. Важно не забыть о линейной перспективе, и, чтобы было легче работать, вы можете провести по линейке несколько вертикальных линий на крыше. Так как вами уже скопировано несколько областей черепицы в качестве образца, работа по воссозданию карандашом остальных будет хоть и монотонной, но несложной.
Далее следует осторожно изобразить контур каждой черепицы. Работать в данном случае можно довольно быстро. Не устанавливайте слишком высокую температуру насадки, нажимайте не очень сильно, но так, чтобы оставлять углубления в поверхности древесины. Черепица сама по себе немного изогнута. Можно попытаться показать это, изобразив режущим краем ложковидной насадки изогнутыми ее нижние края. Также с помощью ложковидной насадки, перемещая ее сверху вниз, от конька к водосточным желобам, необходимо слегка затонировать крышу. После этого, выбрав несколько черепиц, сделайте их более темными, чтобы все было как на фотографии.
Кирпичи на стене дома уже намечены, и вам остается только пройти по оставленным карандашом линиям клювовидной насадкой, а затем покрыть изображение кладки легкой тонировкой. Не расстраивайтесь, если черепица и два вида кирпичной кладки по плотности тона получились похожими друг на друга, чуть позже вы сможете устранить этот недостаток.
Листва (первый этап)
Перенесем внимание на кусты, расположенные перед домом. Лучше всего начать работу над листвой, потратив некоторое время на выделение в ней по возможности большего количества сильно затененных областей. В кронах деревьев и на кустах таких областей немало, и работа вам предстоит большая. Вооружитесь карандашом и, внимательно вглядываясь в фотографию, выполните разметку. Немало времени придется потратить и на эксперименты и пробы разных следов на «черновике». Постарайтесь не нервничать по поводу работы с сильно раскаленной насадкой. Если у вас под рукой есть доска с образцами штриховок, посмотрите для вдохновения на клетки, выжженные при высоких температурах. При проработке листвы вам всего лишь надо будет выжечь перемежающиеся области светлой и темной штриховки.
Использование красителя для дерева
Чтобы передать различия фактуры двух видов кирпичной кладки и черепицы, можно прибегнуть к помощи красителя для древесины. Красителем следует пользоваться очень осторожно. Он имеет свойство растекаться по поверхности древесины, и малейший избыток его на кисти приведет к тому, что краситель попадет на области, где он вовсе не нужен. Вы можете использовать также морилку для дерева в порошке, разведенную водой с добавлением небольшого количества акрилового лака.
Подобрав подходящий цвет (в данном случае использован цвет «испанское красное дерево») и взяв в руку тонкую кисточку из меха соболя (не больше № 1), чуть окуните ее в банку с красителем и проверьте на «черновике», как он ложится на древесину. Если оттенок получается недостаточно насыщенным, можно наложить несколько слоев или воспользоваться другим способом: отлить немного красителя в неглубокую емкость (вроде плоской крышки от банки) и подождать, пока разбавитель немного испарится. Чем дольше краситель стоит на открытом воздухе, тем темнее становится.
Не берите кистью слишком много красителя: при прикосновении к древесине кисть должна быть почти сухой. Только в этом случае вы сможете не опасаться растекания красителя по поверхности. Для решения нашей задачи его нужно совсем чуть-чуть.
Проблема возникает при закрашивании черепицы на правой части крыши, непосредственно за деревом. Ведь небольшие области черепицы должны быть видны в просветах между более темной по тону листвой. При нанесении же на необожженную поверхность древесины краситель будет иметь совсем иной цвет, нежели при нанесении на обожженную. Решить эту проблему можно легким обжигом древесины в указанной области плоской частью ложковидной насадки. После этого можно наносить на нее краситель. Тем же, что и черепицу, цветом, но используя более тонкую кисточку, можно закрасить несколько кирпичей в кладке стены.
Листва (второй этап)
Теперь, когда вы более или менее удовлетворены тем, как выглядит здание, можно заняться проработкой кустов и деревьев. Особенное внимание сосредоточить нужно будет на дереве на переднем плане.
Наиболее крупные листья передайте при помощи ложковидной насадки, установив высокую температуру. Поупражняйтесь на «черновике», работая режущим краем насадки как стамеской. Раскаленная докрасна, она будет врезаться в древесину очень легко, поэтому будьте осторожны. Отдельные веточки можно изобразить с помощью боковой части ложковидной насадки, а более темные области — с помощью чаще используемой плоской ее части. Будьте осторожны, прорабатывая эти темные области, не забывайте, что дом все-таки должен быть виден за листвой дерева.
Глядя на рисунок, легко понять, каким образом были изображены остальные ветви и листва. Ответ в случае сомнений можно также найти среди образцов штриховки. Особым образом нужно поступить с листвой куста, расположенного возле трубы, в левой части изображения. Проработайте ее так же, как и листву дерева на переднем плане, но при меньшей температуре.
Наконец, остается решить, на какой стадии закончить работу. Ведь очень важно вовремя остановиться, чтобы все не испортить. При желании вы можете добавить к вашему изображению еще немного цвета. Осторожно раскрасив листву, можно выгодно подчеркнуть фактуру кирпичной кладки. Однако можно и не делать этого, оставив работу преимущественно пирографической.
На этом этапе вы можете прикинуть, как ваша работа будет выглядеть, если поместить ее в рамку. Имеет смысл сделать это именно сейчас, чтобы понять, какая часть изображения будет закрыта рамкой и, соответственно, какие области не стоит выжигать.
Эта работа была долгой и кропотливой, в ней использовались многие пирографические техники, надеемся, вы смогли извлечь пользу из нее. Работа ярко демонстрирует возможности пирографии, и будет прекрасно, если она вдохновит кого-то на то, чтобы выйти за пределы простого и обыденного и попробовать себя в более серьезных проектах.