«Даже в сложных обстоятельствах дети сохраняют силу мечтаний и веру в светлое будущее». ИНТЕРВЬЮ | Глава ЮНИСЕФ в Украине: «Украинские дети не утратили способность мечтать» Мир и безопасность
В назначенный час глава ЮНИСЕФ в Украине Мунир Маммадзаде не смог подключиться к запланированной виртуальной встрече, сотрудники его офиса тоже были оффлайн: в Киеве объявили воздушную тревогу. Таковы сегодня будни украинцев и сотрудников ООН в этой стране. Как живут в этих условиях дети? На этот вопрос в ходе интервью, которое, пусть с опозданием, но все-таки состоялось, глава ЮНИСЕФ в Украине ответил Наргис Шекинской из Службы новостей ООН.
ММ: Почти две трети детей в Украине были вынуждены покинуть свои дома на том или ином этапе этой войны. Это уже большой стресс для детей.
В условиях военных действий, особенно в зимний период, дети становятся одними из наиболее уязвимых групп населения. Постоянные воздушные тревоги лишают их нормальной повседневной жизни, включая учебу, общение с друзьями и участие в социальных и эмоциональных мероприятиях, необходимых для их полноценного развития.
В 2023 году 73 процента украинцев сообщили о серьезном снижении доходов, а это влияет и на благосостояние детей. Финансовое положение семей и способность родителей обеспечить детей зимней одеждой и питанием становятся критическими факторами.
Хотя есть мнение, что ситуация улучшилась по сравнению с предыдущим годом, продолжительность и систематичность конфликта создают ощущение, что на индивидуальном уровне ситуация даже ухудшилась по сравнению с предыдущими периодами.
НШ: Может быть, люди просто приспособились жить в таких условиях?
ММ: В Украине я всего лишь месяц и неделю, но я уже успел убедиться в поразительной стойкости людей в этой сложной ситуации. Мне предоставилась возможность поехать и в регионы, и в фронтовые зоны, где идут активные боевые действия.
На первый взгляд, невооруженным глазом порой трудно заметить изменения, но, вспоминая недавнее мероприятие, где участвовали дети, становится ясно, что ситуация затрагивает каждого: недавно я мог наблюдать, как девушка-подросток во время веселого общения вдруг начала плакать. Это, вероятно, лучше всего характеризует то, как дети переживают события вокруг себя. Они могут веселиться, но за этой радостью стоит огромная эмоциональная нагрузка.
Закрытие школ и отсутствие общения со сверстниками создают дополнительные трудности. Таким образом, за видимой стойкостью могут скрываться глубокие эмоциональные переживания детей.
Война в Украине искалечила жизни сотен тысяч детей.
НШ: О какой нормальной жизни может идти речь, если только что у вас была воздушная тревога и нам пришлось перенести это интервью! Вы коснулись образования. Мы каждый день в новостях читаем о разрушениях и повреждениях школ, о гибридном образовании. Удалось ли сегодня обеспечить какой-то формой обучения всех украинских детей?
ММ: Наш опыт в период пандемии COVID-19 и в целом с дистанционным обучением ясно показывает, что текущий уровень образования не соответствует тем стандартам, к которым мы должны стремиться. Около 5,3 миллиона детей сталкиваются с препятствиями, которые мешают им получать полноценное образование.
Более чем 7000 школ по-прежнему остаются недоступными для детей из-за отсутствия безопасности: некоторые из них повреждены или разрушены, а другие использовались в ходе конфликта, дети вынуждены обращаться к онлайн-образованию.
Это приводит к массовой потере результатов обучения, включая ухудшение показателей по языку, чтению и математике, как показали недавние исследования.
В данном контексте министерство образования и науки, совместно с правительством и партнёрами, прилагает усилия для обеспечения непрерывного образовательного процесса, пусть даже в онлайн-формате.
Мы предоставляем поддержку не только с точки зрения контентной части и обеспечения доступа детей к формальному и неформальному обучению, но также акцентируем внимание на поддержке самих преподавателей и учителей. Важно учитывать, что война коснулась не только детей – учителя, врачи и соцработники сами также находятся в уязвимом положении. Многие из них столкнулись с несколькими переселениями, что делает эту группу особенно уязвимой, с ними тоже нужно работать.
Война коснулась не только детей – учителя, врачи и соцработники сами также находятся в уязвимом положении
С февраля 2022 года мы поддержали почти полтора миллиона наиболее уязвимых детей, обеспечив им доступ к формальному и неформальному образованию, включая обучение в раннем возрасте. Мы также помогаем правительству в ремонте и открытии школ, чтобы обеспечить безопасную среду для обучения детей.
Наш приоритет заключается в восстановлении и адаптации школ, чтобы они были доступными, инклюзивными и безопасными для детей, с обновлённым оборудованием и необходимыми условиями. Для детей, которые не могут посещать занятия лично, ЮНИСЕФ создаёт возможности для дистанционного обучения.
Пес Патрон – официальный посол ЮНИСЕФ и герой украинских детей.
НШ: Украина – возможно, самая загрязненная минами территория в мире, и ЮНИСЕФ ведет огромную просветительскую работу в этом направлении. Расскажите об этих проектах, пожалуйста.
ММ: На данный момент около 30 процентов территории Украины потенциально загрязнены минами и неразорвавшимися боеприпасами, что представляет серьезную угрозу для населения.
Хотя мы надеемся на скорейшее завершение военных действий, вопрос разминирования останется актуальным ещё на долгое время. С 2014 года мы реализуем программу по правилам минной безопасности, используя образовательно-развлекательный подход, особенно важный на раннем этапе обучения.
Известная у нас фигура – служебная собака Патрон, из популярного мультфильма, разработанного ЮНИСЕФ, стала официальным послом и героем украинских детей.
С июня этого года, благодаря рекламным кампаниям и информационным материалам в общественном транспорте, а также использованию цифровых платформ, мы смогли охватить 12 млн человек. Недавно я встречался с представителями министерства внутренних дел, и мы планируем дальнейшее сотрудничество с министерством образования и науки.
В сентябре этого года мы запустили 15 мобильных классов по безопасности. Эти классы оснащены специальным оборудованием и проводятся в разных регионах. Государственные службы по чрезвычайным ситуациям и национальная полиция используют интерактивные инструменты и форматы, разработанные для обучения детей важным аспектам безопасности. Наша цель – сделать это частью национальной школьной программы и внедрить в обучение по безопасности в школах.
НШ: Вы недавно приехали в Украину, и я хотела бы спросить, что на вас произвело наибольшее впечатление?
ММ: Общение с людьми на национальном и местном уровнях, включая чиновников, а также общение с молодежью позволяют мне видеть удивительную стойкость украинского народа. На прошлой неделе, например, я был в Житомире, где мы обсуждали вопросы восстановления региона с упором на детей и молодежь. Общение включало в себя не только мэров и местные власти, но и представителей молодежи. Украинский народ обладает непоколебимым духом, люди с невероятной добротой относятся друг к другу, ко мне лично и полны решимости защитить будущее своих детей. Это внушает огромную надежду.
Украинский народ обладает непоколебимым духом, люди с невероятной добротой относятся друг к другу, ко мне лично и полны решимости защитить будущее своих детей
Несмотря на активные действия на востоке и юге страны, дети продолжают мечтать. Мы запустили кампанию с украинской почтой, где дети отправляют друг другу пожелания и открытки. Недавно, когда главпочтамт был закрыт из-за тревоги, мы перешли в укрытие станции метро, где я общался с девочкой, рисующей открытку со сверстником. Это подчёркивает, что даже в сложных обстоятельствах дети сохраняют силу мечтаний и веру в светлое будущее.
Однако одной надежды недостаточно. Нам нужно воплощать наши планы, продолжать предоставлять жизненно важную поддержку, отстаивать мир и инвестировать в будущее, в котором украинские дети снова смогут смеяться, учиться и мечтать без страха и ограничений.